Мозговая организация речи

Страница 3

В последующие стандартные тесты, оценивающие уровень вербального интеллекта, не выявляют существенных различий в вербальных способностях оперированных по сравнению со всеми остальными. Лишь крайне специализированные тесты позволяют выявить разницу речевых функций у детей с удаленным левым полушарием, и здоровых: оперированные в младенчестве дети обнаруживают трудности при использовании сложных грамматических конструкций.

Относительно полное замещение речевых функций возможно только в том случае, если оно началось на ранних стадиях развития, когда нервная система обладает высокой пластичностью. По мере созревания пластичность снижается и наступает период, когда замещение становится невозможным. По некоторым представлениям, обучение языку играет роль пускового механизма для нормальной специализации полушарий. Если в должное время овладение речью не происходит, области коры, в норме предназначенные для речи и связанных с ней способностей, могут претерпевать функциональное перерождение.

Общепризнано, что поведенческим критерием овладения языком является способность ребенка к сознательной произвольной регуляции речевой деятельности. Именно этот сознательный и произвольный уровень организации речевой деятельности (а не сам факт его осуществления) обеспечивается структурами доминантного по речи (у правшей) левого полушария.

Правосторонняя асимметрия в области речевых зон, леворукость и когнитивное преимущество правого полушария истолковывается как проявления позднего созревания ЦНС.

Существование врожденной основы овладения речью детей следует из общей разных языков закономерности смен стадий в развитии локализаций, а также сходства физических характеристик акустических сигналов у новорожденных детей разных национальностей. Вместе с тем, уже на доречевой стадии развития начинает складываться влияние специфичности речевого окружения: в лепете наиболее часто встречаются характерные для данного языка фонемы и звукосочетания.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Личность и ее категории
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Структура личности по Аристотелю и Гиппократу: Четыре основных жидкости организма: кровь, фл ...

Вставание
Обычно в три или четыре месяца родители держат малыша вертикально, упирая его ножки в свои колени. Около семи месяцев ребенок начинает вставать на ножки. Детей с нарушением зрения необходимо стимулировать для того, чтобы они начали самос ...

Социально-психологические аспекты межкультурной компетентности
В нашей же стране до начала 90-х годов прошлого века эта проблематика практически не разрабатывалась, поскольку согласно официальной идеологии Советского Союза все граждане страны жили в «единой семье народов» и никаких трудностей общения ...