Заключение

О диапазоне патопсихологических исследований можно судить по докторским диссертациям, выполненным под руководством В.М. Бехтерева: Л.С. Павловская. Экспериментально-психологические исследования над больными «с нарастающим паралитическим слабоумием (1907); М.И. Аствацатуров. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции (1908); К.Н. Завадовский. Характер ассоциаций у больных с хроническим первичным помешательством (1909); А.В. Ильин. О процессах сосредоточения (внимания) у слабоумных душевнобольных (1909); Л.Г. Гутман. Экспериментально-психологические исследования в маниакально-меланхолическом психозе (1909); В.В. Абрамов. Объективно-психологическое исследование творчества и других интеллектуальных функций у душевнобольных (1911) и др.

Представителями школы В.М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных. Некоторые из них (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в советской психологии.

Сохранили значение для современной науки и сформулированные В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко требования к методикам: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки).

В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации. В историях болезни, написанных с позиций объективной психологии, содержатся ценные для психологического анализа сведения о нарушениях личности, сознания и самосознания, эмоционально-волевой сферы. Излагаются они в динамике, которая позволяет видеть условия и стадии развития психического дефекта, проявляющиеся в реальной жизнедеятельности человека.

Некоторые патопсихологические исследования школы представляют интерес как исторический факт «деятельностного» подхода к психическим явлениям. Так, в многосторонних исследованиях сотрудников В.М. Бехтерева ассоциации выступают не механическим сцеплением представлений, а результатом деятельности, зависимым от ее строения и динамики. Или, например, речь анализируется в системе целостного поведения; ее особенности в экспериментальной беседе сопоставляются с речью больного в иных обстоятельствах; показывается, что сходные речевые реакции могут иметь разную природу, отсутствие или извращение речевой реакции возможно не только из-за умственной недостаточности, но и как выражение негативизма, «непроизвольного, но сознательного стремления больных уклониться от внешнего влияния на их волю». Весь этот объективный материал вполне может быть проанализирован в русле современней теории деятельности.[7]

[1] См.: Орлова М.М. Клиническая психология// Конспект лекций.-М.: Юрайи – Издат, 2009

[2] См.: Электронный словарь [Электронный ресурс].-www.

slovari.yandex.ru/d

[3] Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений.2-е изд.М.: «Академия», 2003.

[4] [Электронный ресурс].- www.fictionbook.ru/

[5] [Электронный ресурс].-

www.medpsy.ru/zdravo/zdravo001

[6] Медицинская психология. – (Методические указания). /Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

1 Рональд Комер Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики//Серия «Психологическая энциклопедия».3-е международн. Изд.М.: «ОЛМА – ПРЕСС»,2002.

[7] Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений.2-е изд.М.: «Академия», 2003.

Другое по теме:

Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации
Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер рече ...

Анализ полученных результатов
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие раз­личия в уровне сформированности опера ...

Мотивация профессиональной педагогической деятельности
Основное содержание исследовательской работы посвящено раскрытию понятия мотивации как психологической категории. Хотелось бы рассмотреть вопрос, связанный с профессиональной мотивацией подростков, окончивших среднюю школу и являющихся ст ...