Порядок проведения психологического эксперимента

Страница 2

Патопсихологическое исследование

Патопсихологические исследования нарушенной психики проводились вначале только в психиатрических клиниках. Для выделения критериев нормы и патологии изучались параллельно особенности психики здоровых людей. С точки зрения психосоматической медицины, определенные личностные особенности человека лежат в основе ряда соматических заболеваний. Тогда патопсихологическое исследование особенностей психики необходимо проводить и в соматических клиниках с целью дальнейшей психокоррекции личности и профилактики соматических заболеваний.

Патопсихологическое исследование включает в себя следующие компоненты:

· беседу с больным;

· эксперимент (тестирование);

· изучение истории болезни;

· наблюдение за поведением во время исследования;

· анализ полученных результатов;

· оформление заключения.

Патопсихологические экспериментальные задания подбираются для решения практических задач клиники. В основном исследуются нарушения развития личности и нарушения психических процессов:

· расстройства восприятия;

· расстройства внимания;

· расстройства памяти;

· расстройства мышления;

· расстройства умственной работоспособности.

М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП и шизофрения) генетически детерминированы, однако особенности личности нередко являются одним из условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и органических заболеваний наступают изменения личности, характерные для данного заболевания.

Б.Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи исследования личности:

1. Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических болезней.

2. Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формировании клинических картин.

3. Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.

4. Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.

Выделяют два основных метода исследования личности – клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за больным и беседах с ним, второй предполагает использование разнообразных тестов.

Изучение истории жизни человека происходит с помощью «анамнестического», или биографического, метода. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Формирование личности
Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти пред­по­ла­га­ет раз­ви­тие про­цес­са целеобразования и со­от­вет­ст­вен­но раз­ви­тия дей­ст­вий субъ­ек­та. Дей­ст­вия, все бо­лее обо­га­ща­ясь, как бы пе­ре­рас­та­ют тот круг деятельностей, ко­то­рые они ...

Личностные качества психолога-консультанта
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что чел ...

Что такое манипуляции и манипулирование людьми
Если обратиться к этимологии термина "манипуляция", то, как считает Е. Л. Доценко, в метафорическом смысле её можно определить как "проделки, махинации", а манипулятора как "циркового артиста, выполняющего фокусы ...