Межличностные отношения в зрелом возрасте

Кризис среднего возраста » Межличностные отношения в зрелом возрасте

Страница 1

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон. Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 – 35) лет установление интимности, близких личных связей с другим человеком.

Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя.

Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и ширине охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе» (20).

Развитие взрослого человека можно описать в контексте трёх самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый, ребёнок, супруг(а) или родитель) и Я как работника.

Эти системы претерпевают изменения как под влиянием различных событий и обстоятельств, так и во взаимодействии с более широким социальным окружением и культурой.

Развитие – это динамичный, двунаправленный процесс, включающий в качестве взаимодействующих элементов непосредственное окружение индивидуума, социальную среду, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой индивидуум живёт.

Все эти взаимодействия – и личные перемены, которые из них проистекают, продолжаются в течение всей жизни.

Выводы:

1. Эриксон полагал, что развитие близости – это важнейшее достижение ранней взрослости.

2. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

3. Для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определённое сознание того, что он собой представляет.

4. Близость – неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви.

Половое влечение человека как биологического существа определяется инстинктом продолжения рода и природным механизмом полового отбора.

Современные исследования показывают, что природа заложила в человеке влечение к вполне определённому типу особей противоположного пола. И эта предопределённость действует на генном уровне. Иными словами, человек выбирает генетически подходящего партнёра, или научно – генетически комплементарного.

Современные исследования позволяют выдвинуть гипотезу, что первой стадии любви способствует появление в организме особых молекул, которые получили название PEA. Воздействие этого вещества изменяет настроение и мироощущение человека, способствует идеализации объекта любовного отношения. В условиях действия PEA достаточно запаха любимого человека, звука его голоса, прикосновения, чтобы человек почувствовал сильнейшее возбуждение, испытал удовольствие. Одновременно общение с любимым человеком способствует выработке этого вещества в организме. Поэтому, когда любящие долгое время не имеют возможности видеть друг друга, говорить друг с другом, сокращается количество PEA в организме, а это приводит к негативным переживаниям, возникновению чувства глубокой утраты. Вот почему любящие, как наркоманы, жаждут условий, способствующих выработке PEA, а это одновременно есть условия любовных отношений. Природа и здесь заложила универсальный механизм-то, на что реагирует клетка, входит в ее метаболизм.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Формирование и социализация личности
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений н ...

Мотивация профессиональной педагогической деятельности
Основное содержание исследовательской работы посвящено раскрытию понятия мотивации как психологической категории. Хотелось бы рассмотреть вопрос, связанный с профессиональной мотивацией подростков, окончивших среднюю школу и являющихся ст ...

Наблюдение как наиболее популярный метод исследования в психологии развития
Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. На начальном этапе развития детской психоло ...