Стадии стресса

Страница 1

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы (стадии)

Первая фаза - стадия тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.

Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается.

Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение. [7]

Психологические и поведенческие симптомы стресса.

Вы заметили, что стали раздражительными? Вы чувствуете депрессию или ваше настроение часто меняется? Возможно, вы постоянно спешите доделать что-нибудь или успеть на встречу? Перегрузки нарушают привычный образ жизни, и эмоции и поведение становятся хорошими индикаторами уровня стресса, которому вы подверглись. Отвечая на нижеприведенные вопросы, определяем психологические и поведенческие симптомы стресса:

Вы чувствуете себя взволнованно? Ходите быстро? Говорите и дышите чаще?

Испытываете необходимость всё делать быстро? Постоянно спешите? Злитесь, если застряли в пробке или ждете лифта?

Вы начали переедать, курить, употреблять алкоголь больше чем обычно?

Вы изменили свои привычки? К примеру, если всегда были опрятными и организованными, то стали менее аккуратными и дезорганизованными.

Изменилось ли то, как вы работаете, сколько спите, сколько занимаетесь спортом?

У Вас возникают беспричинные вспышки гнева или радости?

Вам стало труднее запоминать вещи, вы путаетесь в мелочах? Постоянно думаете об одном и том же? Волнуетесь? Стали злопамятными?

Произошли ли значительные изменения в Вашем эмоциональном поведении? Вы стали меньше улыбаться? Случайно становитесь настроенными депрессивно или гиперреагируете?

Симптомы депрессии включают в себя упадок сил и энергии, потерю чувства юмора, апатию, которая длится несколько дней. Симптомы гиперреактивности включают в себя эйфорическое, маниакальное и даже яростное поведение.

Вероятность того, что Вы испытываете стресс, увеличивается с каждым ответом «да». Чем больше положительных ответов, тем выше уровень стресса.

Итак, к поведенческим и психологическим симптомам стресса относят:

повышенный уровень беспокойства, нетерпение, раздражимость, тревожность, назойливость, эмоциональную лабильность, депрессивные наклонности, паническую и враждебную настроенность, легкоутомляемость, нетерпимость, страх, невнимательность, легкоотвлекаемость, забывчивость, навязчивый страх смерти, кошмарные сновидения и различные фобии.

Физиологические симптомы стресса.

В независимости от причины вызвавшей стресс, реакция в нашем организме ничем не будет отличаться от таковой у нашего далекого предка. Давно было замечено, что при любой стрессовой ситуации (например, угроза для жизни от нападающего) у человека сердце начинает биться все сильнее и чаще, дыхание также учащается, повышается артериальное давление, выступает пот, уменьшается слюноотделение, увеличивается содержания глюкозы в крови, мускулы напрягаются - в состоянии организма происходят определенные изменения. Такая реакция называется стресс реакцией борьбы или бегства. Оказавшись перед лицом опасности, тело человека готовит себя к борьбе до победы или к бегству.[8]

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Состояние сформированности культуры профессионального мышления у учителей
По мнению А.И. Пискунова, главной функцией школьного учителя является «максимальное обеспечение развития всех сторон личности ребенка, подростка, юноши, нравственного, в самом широком его понимании, эстетического, физического, интеллектуа ...

Кризис семьи: основные подходы
Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением ...

Мотивация учебной деятельности учащихся
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз. Согласно Е.П. Ильину, основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её при ...