Понятие о способностях. Задатки и способности.

Психологические материалы » Методология психологии » Понятие о способностях. Задатки и способности.

Страница 2

Профессиональные способности менеджера.

Каждый ли руководитель может стать мастером своего дела или для достижения успеха нужны врожденные дарования?

Психологи считают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Человек рождается с задатками, из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств и самой деятельности человека развиваются способности.

Специальные исследования и практика показывают, что главное в развитии способностей руководителя - его деятельность и стремление к самосовершенствованию. Профессиональные способности - это интегральное качество, синтез отдельных способностей.

Экспрессивные способности - умение руководителя образно и ярко выражать свои мысли с помощью слова, мимики и пантомимы.

Персептивные способности, то есть способности к восприятию внутреннего мира подчиненных, умение выявить их подлинное отношение к работе, к руководителю, почувствовать психическое состояние работника в каждый отдельный момент. Основа перцепции, таким образом, в аналитическом подходе к каждому подчиненному, в готовности формировать в своем сознании значимые детали его поведения, раскрывающие его внутренний мир.

Авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на подчиненных. Авторитет руководителя зависит от блестящего знания им своего дела, общей эрудиции, культуры поведения, такта, любви к своему делу, серьезного отношения к работе, уважения к подчиненным.

Авторитет руководителя не вечен, он может укрепляться или, утрачивать свою силу.

Коммуникативные способности - это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с подчиненными, а в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Немаловажную роль играет искренность в отношениях с людьми. В то же время искренность не должна переходить в панибратство, не должна допускать покровительственных проявлений.

Организаторские способности - предусматривают умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое мероприятие.

Организаторские способности проявляются в умении дать каждому подчиненному посильное задание, создать дружескую обстановку в коллективе. Организаторские способности формируются быстрее всех других, но с увеличением стажа работы и приобретенного опыта ослабевают. Для их становления важно выработать у себя привычку к систематическому анализу и к дальнейшему исправлению допущенных ошибок, просчетов.

Конструктивные способности - это способности, позволяющие проектировать будущее подчиненных, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать способности сотрудников и заботиться об их развитии.

Мажорные способности - это оптимизм и юмор руководителя, помогающие активизировать трудовой процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Все перечисленные способности - индивидуально-психические качества, неотъемлемой составной частью входящие в модель «идеального управляющего» - находятся в тесной взаимосвязи. Отсутствие какой-либо из них затрудняет работу руководителя. В то же время изучение проблемы показывает, что нередко та или иная слабо развитая способность компенсируется другой.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Семья
Психологами описаны основные типы семейного воспитания, деструктивно действующие на формирование личности подрастающего человека. В основе каждого из них лежит нелюбовь, которая, в конечном итоге приводит к результатам, описанным американ ...

Особенности исследования феномена мышления
На сегодняшний день одной из приоритетных целей образования является всестороннее развитие личности, вследствие этого актуальной является проблема формирования культуры мышления индивида как одной из ключевых составляющих его общей культу ...

Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста
Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста, являющиеся предпосылками девиантно-криминального поведения, рассматриваются нами с позиций, представленных в работах А.И. Личко, Д.И. Исаева, Р.В. Овчаровой, С. Чесс и А ...