Межличностная коммуникация как составляющая часть структуры общения

Психологические материалы » Межличностный аспект речевого общения » Межличностная коммуникация как составляющая часть структуры общения

Страница 2

Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначными сигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т.д. Образ – представление о другом человеке – формирует определенную установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение к нему, направляет поступки, т.е. выступает регулятором поведения по взаимодействии с этим человеком.

Формирование образа и его структура зависит и от особенностей воспринимаемого, и от ситуации, от уровня развития человека, опыта взаимодействия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и др. факторов. В особенности: фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к наблюдателю.

Первое впечатление не лишено ошибок, и наиболее типичные из них: «эффект ореола»; проецирование, эффект снисходительности, эффект стереотипизации. Один из способов усвоения и переработки информации – сличение вновь поступившей информации с социальными эталонами и стереотипами, которые вырабатываются обществом, являясь честью культуры, усваиваются человеком с детства. Процесс образования стереотипов неизбежен и направляется различными видами искусства, литературой, группой, в которой находится человек и чье влияние испытывает.

Рациональное понимание – это накопление, систематизация вербализированных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке по его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам. Главная задача – понимание мотивов, позволяющее оценивать поступки людей и прогнозировать их поведение.

Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация, выступающая в форме суждения, рассуждения, диалога, наррации; состоящая из логического, языкового, практического компонентов; реализующаяся через механизмы узнавания, вспоминания, уподобления, постановки гипотез, объединения и объяснения, интуиции, рефлексии, эмпатии.

Каузальная атрибуция является одним из способов интерпретации и заключается в приписывании причин поведения других людей. Может быть личностной, обстоятельной, стимульной.

Национальный стереотип – инструмент политики; упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы. Причины их возникновения – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий.

Наряду с социальными стереотипами служат частично неосознаваемым фундаментом сохранения социальной и психологической дистанции между людьми. Сокращая путь анализа, раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между людьми, способствуя возникновению предрассудков – необоснованных негативных представлений о других людях, не меняющихся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данные суждения несправедливы, ошибочны. Предрассудки – это экономичный способ мышления; их «запускает» тревожность, угроза чувству безопасности.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Контроль за движением головы
Родители должны найти пути, которые делали бы для ребенка интересными и "занимательными" упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на ...

Лидерство и теории его происхождения
Крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком ...

Понятие мотивации персонала групп
Мотивация персонала является неотъемлемым элементом управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а также любой неформальной организации. Успешность управления любым социально-экономи ...