В группах служащих и студентов мы имеем несколько иную картину. Большая часть служащих и студентов Социального университета имеют высокие показатели интропунитивных реакций, направленных на самого себя как на виновника происходящего: в группе служащих это 16 испытуемых из 22 (72,7%), а в группе студентов Социального университета - 15 из 24 (62,5%). Средние показатели интропунитивных реакций у служащих составляют 48,0 а у студентов 44,4. Различия между интропунитивными реакциями, с одной стороны, и экстрапунитивными и импунитивными, с другой, в этих группах также оказались статистически значимыми по критерию «Х-квадрат».
Таблица 8 - Направленность фрустрационных реакций (по методу С. Розенцвейга), эмоциональная напряженность (ситуативная тревожность по Ч. Спилбергеру) и преобладающие стереотипы испытуемых разных социальных групп
|
№ п/п |
Социальная принадлежность (число испытуемых) |
Реакции (средние показатели) |
Тревожность (средние показатели) |
Стереотипы, преобладающие на II, Ш и IV этапах ситуации семейного конфликта (по данным психобиографического метода) | ||
|
Экстра-пунитивные (число испытуемых) |
Интро-пуни-тивные (число испытуемых) |
Импунитивные (число испытуемых) | ||||
|
1 |
Бизнесмены (20) |
46,1 |
27,4 |
26,5 |
10,8 |
Доминирование, агрессивное подавление «слабого», поиск «виновного» в других |
|
2 |
Учителя (20) |
47,4 |
26,4 |
26,2 |
13,6 |
Доминирование, агрессивное подавление «слабого», поиск «виновного» в других |
|
3 |
Служащие (22) |
28,9 |
48,0 |
23,1 |
15,4 |
Подчинение «сильному», поиск «виновного» в себе, «жертва» |
|
4 |
Студенты (24) |
29,5 |
44,4 |
26,1 |
14,5 |
Подчинение «сильному», поиск «виновного» в себе, «жертва» |
Табличные значения у служащих X 0,01= 7,41 - при сравнении экстрапунитивных и интропунитивных реакций; X 0,01= 3,24 - при сравнении экстрапунитивных и импунитивных реакций; у студентов социального университета X 0,01= 5,85 - при сравнении экстрапунитивных и интропунитивных реакций; X 0,01= 2,91 -при сравнении экстрапунитивных и импунитивных реакций.
Одновременно у испытуемых, принадлежащих к разным социальным группам, наблюдаются различия и по параметру эмоциональной напряженности («ситуативная тревожность» по Ч. Спилбергеру). Согласно тесту (шкале Ч. Спилбергера) эмоциональную напряженность у учителей, служащих и студентов Социального университета мы можем считать высокой. При этом средние показатели эмоциональной напряженности («ситуативной тревожности») у служащих и студентов социального университета (14,5) оказались выше, чем у бизнесменов (10,8) и учителей (13,6). Самые высокие показатели эмоциональной напряженности оказались у служащих (15,4), самые низкие - у бизнесменов (10,8).
Другое по теме:
Основание классификации мотивации
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качес ...
Лидерство и групповая динамика
По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.
Вся жизнь человека протекает в социальном ...
Семья
Психологами описаны основные типы семейного воспитания, деструктивно действующие на формирование личности подрастающего человека. В основе каждого из них лежит нелюбовь, которая, в конечном итоге приводит к результатам, описанным американ ...



Меню сайта