Социально психологический подход к малым группам

Психологические материалы » Малая группа - понятие и классификация » Социально психологический подход к малым группам

Страница 1

В изучении социальных групп существуют два основных подхода — социологический и социально-психологический. При социологическом основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений.

Социально-психологический подход

заключается в изучении социально-психологических явлений и процессов, возникающих и функционирующих в группах при совместной деятельности людей, входящих в них. Включенность группы в определенный вид общественных отношений служит фактором, определяющим общность содержания и форм деятельности людей в группе, а вместе с этим и общность психологических характеристик группы.

При характеристике психологии группы следует учитывать, что она является субъектом деятельности, а поэтому все особенности деятельности отражаются в ней. По своему психологически своеобразны производственная бригада, туристическая группа, спортивная команда, ученический класс и др., и те же группы, но при осуществлении разных видов деятельности, решении разных задач.

Для психологии малых групп имеют значение:

• композиция группы (или ее состав);

• структура группы;

• групповые процессы;

• групповые нормы и ценности;

• система санкций.

Так, состав конкретной группы определяет ее своеобразие среди однотипных групп. Психология всякой студенческой группы, например, имеет нечто общее для всех студенческих групп, но каждая чем-то, а нередко и существенно, психологически отлична от других.

На психологии группы сказывается и ее структура — структура «власти», представляющая собой официальное распределение отношений руководства и подчинения, распределение прав и обязанностей между ее членами, предусмотренный порядок отношений и совместных действий, и анализ того, как она влияет на психологию и взаимоотношения членов группы. Однако важно более глубокое проникновение в психологическую структуру группы, на которую влияют различные индивидуально-личностные факторы, реальное выполнение ролей и обязанностей, реальные взаимоотношения, реальная согласованность действий. Все это может значительно отличаться от предусмотренного официально. Поэтому формальная характеристика структуры группы должна быть дополнена характеристикой межличностных отношений, предпочтений, мотиваций, полным учетом индивидуально-личностных проявлений при совместном выполнении групповой деятельности. Для оптимального функционирования группы необходимо, чтобы внешняя (официальная) и внутренняя (неофициальная) структура жизни и деятельности группы соответствовали друг другу.

Важное место в характеристике группы занимают групповые социально-психологические процессы — те, которые организуют деятельность группы: общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и др.

Особая часть характеристик психологии группы касается положения индивида в группе. К психологическим феноменам, имеющим отношение к такому положению, относятся статус, позиция, роль, система групповых ожиданий, групповые нормы и санкции.

Статус характеризует место индивида в системе групповой жизни. Для измерения статуса используется широко распространенная социометрическая методика. Однако получаемые с ее помощью данные нельзя абсолютизировать, ибо место индивида в группе определяется не только социометрическим статусом, но и многим другим.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Торможение патологических речедвигательных стереотипов
Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток анома ...

Использование метода тестирования
Термин "тест" происходит от английского слова test, что означает проверка, испытание, проба. Тест представляет собой определенное задание (систему заданий), которое позволяет измерять уровень развития того или иного психологичес ...

Понятия "мотивы" и "потребности".
Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создаётся впечатлен ...