Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора

Психологические материалы » Люди в групповом общении » Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора

Страница 3

В профессиональной направленности личности судьи, в избирательности его поведения важную роль играют нравственные качества. Значение нравственных качеств судьи в отправлении правосудия состоит в том, что они исключают субъективизм при принятии решения по делу, гарантируют формирование такого содержания знаний об обстоятельствах рассматриваемого дела, которое достоверно и получено в соответствии с требованиями закона.

Стержневыми качествами судьи, которые способствуют полноте, объективности и всесторонности исследования обстоятельств уголовного дела, постановлению законного и обоснованного приговора, являются честность, справедливость, принципиальность и объективность. Следует особо отметить последнее качество - объективность. Объективность выражается в беспристрастном отношении к делу, людям. Противоположные данному качества - пристрастность, предвзятость. Они особенно противопоказаны профессии судьи, ему необходимо от них избавляться.

Из других личностных свойств, необходимых судье, следует отметить терпеливость, скромность, рассудительность, уважение к закону, знание жизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность. Эти, а также указанные выше свойства являются определяющими в структуре личности судьи[3].

Прокурору необходимы следующие психологические качества:

способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения;

способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние;

доброжелательность, вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность;

свободное владение вербальными, невербальными средствами общения;

умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;

способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;

развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях;

адекватная самооценка;

чувство юмора.

Негативные качества личности прокурора[4]:

замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность);

повышенные обидчивость, тревожность, легко ранимое самолюбие, конфликтность, избыточная агрессивность;

неадекватно завышенная самооценка;

недостаточное владение вербальными и невербальными средствами общения.

Глубина мышления, позволяющая понять сущность факта, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты происходящего.

Широта мышления – способность привлечь различные знания, охватить широкий круг вопросов из области теории и практики.

Мобильность и быстрота ума – способность к продуктивному мышлению в разнообразной обстановке, ускоренной оценке обстоятельств.

Самостоятельность мышления – способность ставить и находить пути решения задач без посторонней помощи.

Целеустремленность – несмотря на помехи, при решении определенной задачи, способность длительное время удерживать ее в сознании, последовательно и планомерно заниматься ее разрешением.

Критичность – склонность взвешивать предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения.

Гибкость мышления – установка рассматривать явление с разных точек зрения, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность, изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

Сенситивность — повышенная нервно-психическая чувствительность к различным факторам внешнего воздействия.

Эмоциональная устойчивость.

Пониженный уровень тревожности, т.е, умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях.

Сопротивляемость различным психотравмирующим условиям.

Толерантность — привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения.

Доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника).

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Интеллектуальные защиты
В нашей обыденной жизни всегда есть место… многому, в том числе и неосознаваемым интеллектуальным защитам: рационализации, интеллектуализации, которые могут подчас принимать самые совершенные формы в виде научных теорий, трактатов, вероуч ...

Идеи психологического развития детей м.я. басова
М. Я. Басов разработал систему объективного наблюдения – этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Подчеркивая значение естественности и обычности условий наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда ...

Предметная деятельность
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. "Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной де ...