Анализ теоретических подходов к пониманию любви

Психологические материалы » Любовь как социопсихологическое явление » Анализ теоретических подходов к пониманию любви

Страница 2

В развитии любви в истории человечества Ф. Мюллер-Лиэр выделяет следующие этапы. На первом этапе любовь носит примитивный характер, что выражается в преобладании животных черт; на втором — появляется семейственная любовь и развиваются вторичные любовные чувства; на третьем этапе — возникает индивидуальная личная любовь с романтическими чувствами.

В работах философов показано, что индивидуальная любовь предполагает «наличие личности», индивидуальности. В развитии человеческой любви выделены две основные тенденции: гуманизация, раскрывающаяся как в процессе социализации, так и в процессе индивидуализации; усиление монистического характера первичного полового компонента и вторичного духовного, по И. Блоху [5; 331].

Анализируя проблему возникновения любви, В.М. Розин приходит к заключению, что предпосылки любви появляются в архаической культуре (10-50 тысяч лет назад) в виде особого ритуала любовного поведения, в связи с ослаблением всеобщего контроля племени, формированием элементов частной жизни, раздельным воспитанием мужчин и женщин.

В период античности появляется два идеала любви: архаический и эзотерический. Архаический идеал задается религиозно-мифологическим дискурсом и характеризуется преобладанием чувственной основы. Эзотерический идеал связан с развитием философии и акцентированием платонической любви.

В христианской традиции Средневековья возникает агапе (каритас) как теоцентрическая установка (как путь человека к Богу, как жертва, нисхождение, самоотдача, немотивированная любовь). Также уникальной частью средневековой культуры является куртуазная любовь — амор (12-15 век), как личное и избирательное чувство, эта любовь свободно избрана и свободно дарована. Этот идеал любви называют первым массовым торжеством индивидуальной любви. Возникает концепция «вечно неудовлетворенной любви», как устремленности к светоносному союзу, за границы той любви, которая возможна в жизни.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то м ...

Иерархия потребностей Маслоу
Иерархия мотивов Маслоу известна во многих областях знаний. Этот подход к мотивации основан на четырех предпосылках: Все человеческие существа приобретают одинаковый набор мотивов в силу генетической наследственности и социального взаимо ...

Психологические особенности отношений детей с задержкой психического развития
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся д ...