Эмоциональная сфера личности

Страница 2

Наиболее распространенная из существующих классификаций выделяет отдельные подвиды чувств в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они появляются.

Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей:

- большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах;

- высшие чувства всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.

Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом.

Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т.д.

К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие и т.д.

Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине и т.д.

Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.

Эстетические чувства - это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.

Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека.

Предметом эстетических чувств могут оказаться различные явления действительности: общественная жизнь человека, природа, искусство в широком смысле слова.

Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций.

Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними, часто влияют на их воспитание и формирование и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.

Интеллектуальными, или познавательными, чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

Одним из самых необходимых для интеллектуальной деятельности является чувство любознательности, любовь к истине. Оно имеет действенный, "принуждающий" характер, выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности.

Интеллектуальные чувства подкрепляют, делают приятной деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Они обеспечивают энергию для работы, необходимой продвижению познания от имеющегося уже уровня к новым вершинам. Именно силой интеллектуальных чувств можно объяснить поражающую работоспособность некоторых ученых.

Практические, или практические ("праксис", с древнегреч., - деяние, деятельность) чувства характеризуются различным содержанием и разной степенью интенсивности переживания в зависимости от форм, сложности деятельности и значимости ее для человека. По мере усложнения деятельности, которую выполняет человек, изменяется его эмоциональный отклик на нее, становится шире круг чувств, связанных с нею. Когда выполняется привычная несложная работа, процесс которой достаточно автоматизирован, то эмоциональный отклик относится в большей мере к самому результату труда, чем к его процессу. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств. Некоторые психологи выделяют их (творческие чувства) в отдельную группу в сфере практических чувств.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Методы изучения мотивации и мотивов
Выполнение задач, стоящих перед психологической наукой, в известной мере зависит от того, насколько успешным будет изучение различных сторон человеческой активности, закономерностей ее изменения и возможностей регулирования в нужном напра ...

Когнитивный компонент креативности
Эдвард Дебоно (Edward DeBono, 1970, 1987) посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные ...

Процесс формирования и развития личности.
Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности. Детерминанты личности — это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее ...