Структура личности

Личность в психологии » Структура личности

Страница 1

Структура личности – это связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые обычно называют «чертами личности». Их очень много, но психологи их пытаются объединить в несколько подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития этих качеств. Далее, также уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Это подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения, особенности характера, самооценку. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способности и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенный психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)

Уровень (подструктура)

содержание

Соотношение биологического и социального

Подструктура биологических, конституционных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные особенности

Биологический уровень

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции)

Биосоциальный уровень

(биологического больше чем социального)

Подструктура опыта

Знания, умения, навыки привычки

Социобиологический уровень

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень

Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек хотел того, что ему необходимо. Т.е. потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение потребности личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психологическую активность, связанную с целеполаганием».

Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфические человеческие (социальные и духовные) потребности. Социальные потребности включают потребность принадлежности к группе, в признании, в уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Способности
Когда мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия жизни, добиваются не одинаковых успехов, мы пользуемся понятием «способности», полагая, что разницу в успехах этих людей можно объяснить именно различиями их ...

Причины проявления агрессивности у дошкольников
Учёные разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправлен ...

Принципы делового общения.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Принципы делового общения дают конкретному сотруд ...