Понятие стресса

Страница 3

а) сигнализирующая тревога возникает как реакция пред-восхищения реальной внешней опасности;

б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознатель-ного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникно-вения данного типа тревоги яв-ляется сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов.

→ Модель H.G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы отношений, мотивов поведения индивида.

→ Междисциплинарная модель стресса. Согласно данной модели стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических.

→ Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаи-мосвязь поведения субъектов и общее состояние напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы.

→ Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели, яв-ляется понятие и механизмы адаптации, которая определена автором как спо-соб, которым индивид борется с ситуацией, и которая имеет два проявления:

1) преодоление - борьба с ситуацией;

2) защита - борьба с чувствами, вызванными ситуацией.

→ Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса Селье была модифицирована. В результате стресс рассматривается как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и не адаптивные реакции.

→ Системная модель стресса, которая отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.

→ Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения.

Мы перечислили лишь основные концепции стресса, не подвергая их детальному анализу. В рамках данного исследования нас интересует главным образом профессиональный стресс, которому подвержены представители некоторых профессий. Рассмотрим далее природу профессионального стресса.

Вслед за В.А.Ганзеном (1980)[37], Е.П.Ильиным (1981)[38], В.И.Медведевым (1982)[39], мы будем понимать стресс как целостную реакцию личности на внешние и внутренние стимулы, направленную на достижение полезного результата.

Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и, что особенно важно для нашего исследования психологических механизмов стрессоустойчивости, акцентирует внимание на человеке как личности.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Особенности кризисов взрослых
У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов. Стадия ранней зрелости, или молодость (20—30 лет), соответ ...

Развитие отношения, определяющих становление личностного новообразования периода кризиса трех лет
Уже говорилось, что исходным для нас было представление о становлении личностного новообразования, как появления у детей нового видения мира. Экспериментально было установлено, что на первом году жизни развивается своеобразное отношение р ...

Судебно-психологическая классификация личности
С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следств ...