Сущность психических состояний

Страница 2

Под настроением часто понимают сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

В.А. Ганзен и В.Н.Юрченко (1981) рассматривают настроение наряду с психическими функциями как две основные составляющие состояний человека на его психическом структурном уровне. Особенности личности обуславливают доминирующее настроение - важнейший, относительно устойчивый компонент психического состояния, в котором объединены многочисленные факторы личностной регуляции состояния. По мнению С.Л.Рубенштейна (1989) , настроение - бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.

Весьма распространена точка зрения, что психическое состояние представляет собой сложное единство противоположных переживаний. Для обозначения этой двойственности Э.Блейером был введен термин амбивалентность чувств, интерпретируемый как внутренне противоречивые эмоциональные состояния и переживания, связанные с двойственным отношением к человеку или явлению. Например: симпатия - антипатия, удовольствие - неудовольствие. При этом для отнесения состояния к той или иной группе необходимо определить доминирующую эмоцию.

Важнейшей качественной характеристикой состояний является напряжение. Его принято называть «тензионным» (от англ. tension – напряжение) состоянием. В Словаре психологии Дж.Древера (Drever, 1974) оно определено как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим фактором. Выделяют сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, напряжение ожидания, монотонии и политонии (вызываемое необходимостью частого переключения внимания) (Медведев, Парачев, 1971)[13].

Напряжение свойственно человеку в различных психических состояниях, поэтому эта характеристика состояний подвергалась всестороннему научному анализу во многих работах. Так, например, тщательный анализ напряжения предпринят в монографии Т.А.Немчинова «Состояния нервно-психического напряжения»[14].

Категория функционального состояния обязана привнесением в психологию понятию «функциональная система» П.К. Анохина: «Функциональное состояние - психофизиологическое явление со своими закономерностями, которые заложены в архитектуре особой функциональной системы»[15]. Хорошее определение состояния дает Е.П. Ильин: «состояние: - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата»[16].

В исследованиях О.Н.Родиной (1984)[17] сообщается о формировании под влиянием хронического утомления тревожности (личностной), нейротизма и интроверсии. О проявлении симптомокомплексов черт личности и ПС в экстремальных условиях говорится в работе А.В.Махнач (1993)[18]. Е.П.Ильин показывает зависимость от свойств нервной системы появления при монотонной работе либо состояния монотонии, либо психического пресыщения (1980)[19]. Влияние на формирование ПС со стороны свойств показано Б.Д. Лысковым на примере состояния аффекта, который характеризуется наибольшей интенсивностью у флегматиков, интровертов и лиц с низким нейтротизмом[20] (Хомская, Батова, 1992).

В.А.Ганзен (1984)[21] полагал, что по своему динамическому характеру ПС занимает промежуточное положение между процессами и свойствами. «Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Он произвел разделение ПС на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делит на праксические и мотивационные и на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация).

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Методика проведения психологической экспертизы
При проведении судебно-психологических экспертиз всегда используется комплекс методов. Судебно-психологическая экспертиза предполагает исследование психики человека, психологических механизмов его поведения. Именно этим обусловлена специф ...

Тенденции в подростковом развитии
Искусство как особая форма духовно-практической деятельности приобретает особую значимость в становлении личности. Художественная литература в силу своей уникальной способности отражать и передавать опыт поколений является значимым фактор ...

Состояние сформированности культуры профессионального мышления у учителей
По мнению А.И. Пискунова, главной функцией школьного учителя является «максимальное обеспечение развития всех сторон личности ребенка, подростка, юноши, нравственного, в самом широком его понимании, эстетического, физического, интеллектуа ...