Психологический анализ понятий "родительство", "готовность к родительству"

Психологические материалы » Личностное развитие в родительстве » Психологический анализ понятий "родительство", "готовность к родительству"

Страница 1

Рассматривая феномен родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, а также родителями и детьми. С учетом этой точки зрения родительство можно включить как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования.

Мы понимаем родительство

как

социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя, которая реализуется во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих супругов, которые решили дать начало новой жизни.

Родительство как психологическое явление является сложной структурой, которую Р.В. Овчарова предлагает рассматривать с точки зрения системного и феноменологического подходов. [1]

Системный подход к пониманию сущности родительства.

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

1) Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

2) Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

как сложную комплексную структуру индивида;

как надындивидуальное целое.

Оба этих уровня одновременно являются также и этапами формирования родительства.

3) Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство;

план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе;

план, фиксирующий родительство во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями;

план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ.

4) Факторы, которые влияют на формирование родительства, можно представить на нескольких уровнях:

макроуровень - это уровень общества;

мезоуровень - это уровень родительской семьи;

микроуровень - это уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Феноменологический подход к пониманию сущности родительства

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:

1) Принцип понимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

2) Принцип "эпохе", или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Методы борьбы в управленческой сфере
При борьбе со стрессом в организации сложнее всего не создавать у сотрудников ощущение навязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность сотрудн ...

Личность ребенка младшего школьного возраста
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, при ...

Использование метода тестирования
Термин "тест" происходит от английского слова test, что означает проверка, испытание, проба. Тест представляет собой определенное задание (систему заданий), которое позволяет измерять уровень развития того или иного психологичес ...