ифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология — направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два методических подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменений физиологических функций во время реализации той или иной деятельности. Основной системой взглядов в Д. п. является концепция свойств нервной системы, развитая применительно к человеку Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным и берущая свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Для Д. п. характерны: исследование отдельных свойств нервной системы, а не типов в целом; признание у одного и того же свойства многих проявлений, образующих синдром; выделение в синдроме основного показателя, соответствующего определению данного свойства; отказ от оценочного подхода. Психологически свойства нервной системы проявляются, согласно Б. М. Теплову, в формально-динамических характеристиках поведения, прежде всего в особенностях темперамента. Обычно в Д. п. исходят из представления о первичности нейрофизиологического уровня:свойства нервной системы рассматриваются как независимая переменная, психологические — как зависимая. Однако имеются данные, свидетельствующие и о возможности обратных влияний.
Дифференциальная психология использует общепсихологические знания в теоретических реконструкциях диагностируемых свойств и в методических подходах, позволяющих обосновывать взаимосвязи в переходах между указанными двумя уровнями их представленности. Задачей дифференциальной психологии можно назвать выявление (качественную идентификацию) и измерение отличий в познавательной или личностной сфере, характеризующих индивидуальные особенности людей. В связи с этим возникают вопросы:
1) что диагностируется, т.е. к диагностике каких психологических свойств имеет отношение конкретная психодиагностическая методика?
2) каким образом осуществляется диагностика, т. е. как решается задача сопоставления эмпирически выявляемых показателей ("признаков") и предполагаемого скрытого глубинного основания отличий? В контексте постановки психологического диагноза возникает обычно и третий вопрос: каковы схемы размышлений психолога, на основании которых он переходит от выявления отдельных свойств к целостному описанию психологических "симптомокомплексов" или "индивидуальных профилей"?
Критерии оценки теории личности (6):
1) верифицируемость;
2) эвристическая ценность;
3) внутренняя согласованность теории;
4) экономичность;
5) широта охвата (комплексность);
6) функциональная значимость.
Другое по теме:
Духовное желание
Структура всей действительности представляет собой следующее: над всем сверху находится Высшая Суть, с которой у нас нет никакой связи. Через нее идет влияние на нас, которое называется Творец. А далее находится творение.
Высшая Суть выш ...
Гендерные особенности межэтнической толерантности студентов вуза
Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отнош ...
Структура конфликта
Наряду с тем, что конфликт является системой, он представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от др ...
Меню сайта