Основные психологические характеристики культуры делового общения

Культура и искусство речи » Основные психологические характеристики культуры делового общения

Страница 2

Предметом эстетических чувств могут быть явления социальной жизни, природа, художественные произведения (картины, литература, музыка и др.) и сам человек.

Люди в своей культуре вырабатывают эстетические эталоны поведения человека в общении с другими, его внешнего вида, его эмоциональных состояний. Наряду с нравственными требованиями к человеку предъявляем ему и эстетические требования, чтобы в человеке все было прекрасно.

Эстетическое отношение человека к природе -это отношение к ней как к объекту созерцания, а не только как к объекту практической деятельности, предмету биологических потребностей людей. Природа в эстетическом отношении выступает как нечто значимое само по себе.

Непременным условием развития эстетических чувств выступает искусство. При восприятии произведения искусства человек испытывает разнообразные переживания, связанные с содержанием сюжета и со способами изображения этого сюжета Такого рода переживания не только обогащают нравственный опыт человека, но и расширяют диапазон его эстетических чувств. Эстетические переживания могут достигать высокого уровня развития. В многообразии эстетических чувств выделяют чувство возвышенного, чувство комического, чувство трагического и др. Переживаются эти чувства субъективно, но разделенные переживания объединяют и обогащают людей.

Интеллектуальные чувства

испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач. Человеческое познание сопровождается переживаниями особого характера: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.

Предметом интеллектуальных чувств является процесс мышления человека, продукт мышления (вывод, идея, новая проблема и т.д.), радость от процесса мышления и его результата, разделенная с другим человеком. Интеллектуальные чувства, как и все высшие чувства, переживаются человеком сначала индивидуально, а затем разделяются с другими людьми. Испытывая тягу к познанию, человек ищет и того, с кем он мог бы пережить интеллектуальные чувства вместе и как бы заново. Такое совместное переживание придает интеллектуальному чувству особую значимость.

Практические чувства

испытывает человек, включенный в ту или иную практическую деятельность. Успех вызывает переживания радости от проявленных сноровки и усилий, неуспех — противоположные чувства, но в то, же время он порождает желание человека реализовать себя в деятельности. В этом случае деятельности придается особая значимость. Объектами практических чувств являются такие виды деятельности, как труд, учение, спорт, общение. Они с течением веков стали самостоятельными. Поэтому под общением обычно понимают сложный и многогранный процесс связи людей в их общественно-трудовой, учебной, воинской и спортивной деятельности. Отсюда общение может выступать и как информационный процесс (процесс обмена сообщениями), и как процесс взаимодействия людей, и как процесс их взаимопонимания и взаимовлияния друг на друга.

С помощью средств общения осуществляется обмен сообщениями, или коммуникация.

Коммуникация — одна из сторон человеческого общения — информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т.п.

Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация: во-первых, с каким-либо одним человеком или людьми, которые должны оценить результаты деятельности (он думает о людях и об их мнении), и, во-вторых, с самим собой (он сообщает себе представления, идеи, ценностные ориентации, эмоции, чувства, настроения и т.п. и сам оценивает эти сообщения). Когда двое или более людей обмениваются сообщениями, то возникает необходимость во взаимопонимании. Люди могут говорить между собой, по так и не понять друг друга. За словами стоят значения и смыслы.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Типы темперамента
Для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности выделяется четыре основных типа темперамента.[6] Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богат ...

Когнитивный компонент креативности
Эдвард Дебоно (Edward DeBono, 1970, 1987) посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные ...

Публика и масса
В основе различных форм стихийного массового поведения лежит особая психология. Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое ...