Деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема

Культура и искусство речи » Деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема

Страница 1

В психолого-педагогической литературе среди факторов, формирующих личность, выделяют труд, познание и общение. Последнему уделяется все большее внимание, так как во всех сферах жизнедеятельности людей наблюдается огромный дефицит общения, и прежде всего — делового.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности

и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие

и понимание

другого человека.

Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата. Здесь деловое общение выступает как органическая часть деятельности.

Можно сказать, что деловое общение направлено на установление психического контакта между людьми с помощью специфических средств (языка, эмоций, чувств и др.), позволяющих людям вступать во взаимодействие и добиваться влияния на знания, мнения, установления взаимопонимания.

Язык — объективно существующее социально-психологическое явление в духовной жизни человеческого общества. Он является основой системы знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

С помощью языка как системы знаков осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, деятельности по созданию предметов, в обучении, спорте и др. Вся совокупность процессов духовного и материального производства, общественных отношений между людьми определяет развитие языка как специфически социального средства хранения и передачи информации, а также средства управления человеческим поведением.

Древний японский мыслитель Ф. Каниззи указывал на то, что язык так же древен, как и сознание; язык есть

практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Развитие языка началось более миллиона лет тому назад, когда возник труд, связанный с изготовлением, сохранением орудий груда и необходимостью передачи опыта по их использованию и воссозданию. Одним из непосредственных естественных проявлений языка явилась речь- звукословесное общение.

Одна из основных функций языка (прежде всего речи) — коммуникативная, или функция общения. Всякая коммуникация представляет собой обмен информацией в человеческом общении: обмен представлениями, идеями, ценностными ориентациями, настроениями, чувствами и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности (Л. В. Петровский).

Вторая функция языка — знаковая. Язык человека представляет собой систему знаков. Знаки замещают собой реальные предметы и явления для обозначения и хранения информации об этих предметах и явлениях. Благодаря знакам речь становится средством и формой выражения мыслей: обозначает предметы, явления, действия, качества и т.д. Усваивая язык как фиксированную знаковую систему, человек учится мыслить не только образами, но и знаками. Знаки используются как орудия психических действий и преобразуют всю человеческую психику, подобно тому, как материальные орудия, созданные руками человека, преобразуют его естественную природу. Общаясь, люди обмениваются знаками и организуют совместную деятельность на уровне знаковых умственных операций.

Третья функция языка — передача и усвоение общественно-исторического опыта, который человек получает, прежде всего, при помощи языка. Язык выступает как средство устной передачи информации о делах давно минувших дней в мифах, легендах и былинах, как хранитель информации с помощью печатного слова. В общении усваивается опыт предшествующих поколений и осуществляется его передача.

Четвертая функция языка — планирующая. Человеческая деятельность характеризуется тем, что изначально планируется. Планирование человек осуществляет в соответствии с требованиями к решению поставленной задачи и в расчете на то, что другие поймут, оценят и примут его решения. Планирование всегда предвосхищает исполнительные действия.

Пятая функция языка — экспрессивная. Она соединена с коммуникативной и выражает отношение человека к сообщению. В ее основе — непосредственные врожденные реакции, выражающие расположение или агрессию. В общении эмоционально развитых людей — это такая же управляемая и контролируемая функция языка, как и все остальные. Экспрессивная функция придает выразительность человеческой речи, делает ее более доступной для понимания. Кроме того, она выражает состояние человека и его отношение к той информации, которую он сообщает. Эта функция речи может, как усиливать значение информации, так и обесценивать ее. Экспрессивная функция, оказывая существенное влияние на отношения людей, может использоваться как средство воспитательного воздействия.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Лидер формальный и неформальный
Желание быть лидером присуще не малому числу людей. Но одного только желания и даже усилий по его реализации все же оказывается еще недостаточно. В качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы. Что же ...

Концепция К. Прибрама «Голографическая модель мозга»
Особое место среди нейропсихологических концепций занимает голографическая теория Карла Прибрама, по представлениям которого вся информация (подобно оптической голограмме) распределена более или менее равномерно по коре мозга, и в каждом ...

Общая характеристика лекции и её функции
Лекция, являясь одной из ведущих форм организации обучения в высшей школе, представляет собой форму устного изложения учебного материала. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает информацию, акцентирует внимание слушате ...