Социальная ситуация, сложившаяся после 1991 года

Страница 2

Основной субъективной предпосылкой для общества явилась массовая поддержка отказа от системы ценноcтей. Массовая поддержка, зафиксированная в многочисленных опросах 90-х годов, позволяет сделать вывод о том, что старая система ценностей в значительной степени уже была отторгнута на уровне индивидуального сознания, а господствующая идеология в большей мере отражала декларированную систему ценностей, принимаемую индивидуумами лишь внешне под воздействием угрозы официальных, санкций к нарушителям нормативных образцов.

Следует учитывать, что декларативное отвержение ценностей (как и их декларативное принятие) является лишь предпосылкой, а далеко не самым действенным элементом в реальном процессе преобразования общественной системы. Во-первых, декларации полностью не отражают осознанное отношение человека к реалиям жизни. Во-вторых, даже осознанное отношение не отражает, всех неосознанных импульсов поддержки или отторжения разрушения одной системы ценностей и формирования новой. Даже искренне' провозглашенное единство взглядов по поводу новых целей-ценностей подвергается суровым испытаниям в реальных процессах, при формировании новой ценностно-нормативной системы общества. Если в определении ценности цели гораздо легче выделить достаточно большие группы единомышленников, то определение ценностей-средств, а также института санкций - процесс достаточно длительный и плохо поддающийся массовому осознанию и бесконфликтному согласованию.

Еще в работах Э. Дюркгейма положено начало изучению психологического парадокса: человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым набором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности подвижной открытой системе с универсальными нормами. Изучение этого феномена получило дальнейшее развитие в исследованиях Эриха Фромма (с его концептуальным представлением, формирования феномена "бегство от свободы"), Роберта Мертона (анализирующего структурные механизмы аномии), Г. Беккера (рассматривающего аномическую стадию развития общества и соответствующий тип общественной системы), Е. Лемерта (исследующего особенности ненормативного поведения), У. Томаса и Ф. Знанецкого (положивших начало эмпирическим исследованиям влияния норм и ценностей на процессы социальной адаптации и социализации).

Многочисленные данные социологических опросов общественного мнения 1989-1994гг. свидетельствуют о нарастании пессимистических настроений, отражающихся в. преимущественно негативной оценке различных сторон своего образа жизни и в еще более выраженном пессимизме при прогнозе своего положения в будущем.

Как показали проведенные социологические исследования, ориентации на новые ценности помогают в некоторой степени преодолеть деморализацию, вызываемую разрушением предшествующих основ ценностно-нормативной регуляции. Однако, анализ ориентации на средства достижения в построении и отстаивании новых ценностей показал, что люди, не подверженные анемической деморализации, значительно чаще готовы прибегнуть к негласным средствам борьбы за свои интересы (незаконным забастовкам, захват зданий, созданию незаконных вооруженных формирований.

Таким образом, отсутствие деморализованное само по себе еще не является показателем неконструктивного воздействия аномии и предпосылкой формирования собственной ценностно-нормативной системы. Ситуацию, характеризующуюся принятием ценности-цели и, при этом, отсутствием институциональных ценностей-средств Мертон рассматривал как собственно аномическую (кстати, на примере американского общества 20-30-х годов). Можно предположить, что это один из возможных - типов реагирования на аномию - безразличие к средствам достижения цели. Отсутствие "предубеждений", "комплексов" по отношению к средствам достижения цели (собственно к нормам морали и права) приводит к формированию и распространению в общественном сознании циничного мировосприятия, цинизма.

Под цинизмом, в данном случае, можно подразумевать такую реакцию на безнормность, при которой эта безнормность становится индивидуальной нормой сознания и поведения. Одной и; важнейших составляющих цинизма является высокая степень недоверия не только к нормам поведения, но и к людям в целом. Как свидетельствуют проведенные исследования (в качестве методики измерения использовал шкалу цинизма из теста MMPI), при общем довольно высоком уровне цинизма в аномичном обществе значимое его повышение характерно для людей, ориентированных на построение государства на новой ценностной основе капиталистического западному образцу), или национально державного (теория "особого пути развития"). Цинизм как не нормативная реакция на аномию в социологическом анализе создания новой социальной системы ценностей может рассматриваться в качестве определенного типа ценностно-нормативной подсистемы. Однако, путь развития данной подай темы достаточно бесперспективен, во всяком случае, отсутствие ориентации на легитимные методы достижения целей в определенный период времени существенно усложнят и затянут процесс социальных преобразований.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – записано в уставе Всемирной организации здравоохранения. В общем понятии здоровья имеются две ...

Социометрия
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведени ...

Теория порога
Американскими психологами проведен обширный цикл работ по выяснению связи креативности и интеллектуальности. Это, прежде всего, работы самого Гилфорда, который считал, что интеллектуальные способности в своем развитии ведут к креативности ...