Методические особенности преподавания юридической психологии.

Психологические материалы » Методика преподавания психологии » Методические особенности преподавания юридической психологии.

Преподавание юридической психологии имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приёмы и методы, то уже сегодня можно выделить её некоторые методические особенности.

Юридическая психология в системе государственного образования изучается в юридических вузах и на юридических факультетах университетов. Она также преподаётся в вузах правоохранительной системы, экономических и управленческих учебных заведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам учёные-правоведы видят в формировании психологической культуры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует её гуманизации.[3;3]

Курс юридической психологии преподаётся также в некоторых гуманитарных вузах, не входящих в систему государственного образования: студентам, специализирующимся по практической психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса. Причём здесь её изучение строится на базе общей психологии и других отраслей психологической науки. Поэтому в программу курса юридической психологии для студентов-психологов не входят общепсихологические вопросы, тогда как для студентов других, непсихологических специальностей они составляют примерно половину содержания учебного предмета.

Таким образом, если при изучении юридической психологии главным для студента-юриста является получение знаний о психологии людей, его потенциальных клиентов, то для студента-психолога главное – это познание психологического содержания деятельности юриста.

С учётом этого составлены основные ориентирующие проблемные вопросы и учебные задачи.

Решая учебные задачи, студент-психолог будет мысленно видеть себя на месте следователя, судьи, подсудимого, свидетеля, инспектора угрозыска, адвоката, прокурора и т.д. Разбираясь в различных правовых ситуациях и поведении участников действий в этих ситуациях, психолог ищет ответы на возникающие проблемы с точки зрения законов психологии.

Главное для психолога, выступающего в роли консультанта или эксперта по психологическому объяснению поведения, действий и деятельности людей, подвергающихся правовому разбирательству, - это знание психологической структуры деятельности юриста, выполняющего разные профессиональные функции. Зная деятельность и опираясь на принцип деятельностного подхода, он всегда сможет квалифицированно решать такого рода задачи.

Ситуационные задачи и вопросы:

1. В психологическую структуру любой деятельности, как известно, включаются мотивы, цели, средства, результат. Проанализируйте с этой точки зрения наиболее распространённые виды правоприменительной деятельности: следователя; милицейского патруля; прокурора как обвинителя в суде; судьи; адвоката, а также других представителей правоохранительных органов.

2. Потерпевшая не могла описать место нападения на неё грабителей, не помнила ничего. Кроме того, что это было в одном из переулков на улице Тверская (Москва). Следователь повёз её на место нападения, т.е. на переулки Тверской улицы, которые решил показать потерпевшей (вдруг узнает?). Действительно один из переулков она сразу узнала по арке и мусорному контейнеру под ней. Почему она не могла описать эти детали до этого, ещё в кабинете следователя? На что надеялся следователь, решив повезти её в переулки Тверской улицы?

3. Как бы вы провели процедуру опознания подозреваемого или уже уличённого в преступлении, если опознающий его не видел, но хорошо слышал его характерный голос и запомнил его? Что делать, если при процедуре опознания он постарается изменить голос, например, охрипнет?

4. В фильме «Семнадцать мгновений весны» есть эпизод, когда Штирлиц заходит к своему немецкому коллеге якобы за таблеткой от головной боли, а на самом деле его интересует чемодан радистки, захваченный гестапо. Чтобы не вызывать подозрений, он решает замаскировать свой интерес к чемодану отвлекающими вопросами, которые задаёт сразу при входе и уходя из кабинета гестаповца, - вопросами о таблетках. Какой закон психологии использовал Штирлиц, отвлекая внимание своих возможных преследователей?

5. Как вы думаете, зачем нужен психолог-профессионал как консультант или эксперт суду, если юристы сами изучают юридическую психологию и, в частности, её конкретную отрасль – психологию судебную?

Другое по теме:

Лидерство и групповая динамика
По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы. Вся жизнь человека протекает в социальном ...

Работа с намерением
Существует желание наслаждаться. Если оно работает на себя, и его разум, «голова» функционирует соответствующим образом, то голова и тело, как у животного, находятся на одном горизонтальном уровне. Ведь голова работает для нужд тела, она ...

Методы оценки деловых и личных качеств руководителя на процесс управления
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинс ...